Экстренное объявление
Статьи

Красота души художника

poster

27 февраля - день рождения замечательного гусевского художника Вячеслава Сергеевича Зайцева (27.02. 1954-2.12. 2012). В этот день он вместе с нами мог бы отпраздновать свой юбилей … 30 лет его творческой деятельности были отданы Гусевскому хрустальному заводу. 12 лет он работал в должности главного художника завода, возглавляя экспериментально-художественную лабораторию. Внёс огромный вклад в пропаганду продукции завода, в создании его «фирменного лица». Художником были разработаны десятки образцов изделий, отличающихся безупречным вкусом, эмоциональной выразительностью, современным дизайном. Произведения В. Зайцева находятся в крупнейших музеях страны: Госу-дарственном музее керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.», Всероссий-ском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном Эрмитаже, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Тульском областном художественном музее, а также в частных собраниях России, Украины, Татарстана, Германии, Швеции, США, Канады.

Родился Вячеслав Сергеевич в Гусь-Хрустальном. После окончания средней школы пришел работать на завод учеником мастера - алмазчика. Овладев ремеслом в совершенстве, получил высший разряд мастера. Художественное видение и тяга к творчеству привели его в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, на отделение керамики и стекла, которое он окончил в 1982 г. Вернувшись на родной завод в новом качестве, Вячеслав Зайцев влился в коллектив художников - профессионалов. Эти годы вошли в историю завода как время технической мощи хрустального производства. Зайцев сразу был вовлечен в активный процесс проектирования новых изделий для массового выпуска. Хрусталь был в моде, требовалось множество новых товаров, способных украсить быт советских людей. Завод работал не только на внутренний рынок, он поставлял экспортную продукцию в разные страны мира. От художников требовалось умение в короткие сроки раз-работать эскизы современных высокохудожественных изделий и внедрить их в производство, что требовало знания специфики материала. Зайцеву посчастливилось начинать с опытными художниками, профессионалами своего дела. Его восхищали природное чутье и поэтический дар Е.И. Рогова, конструкторское мышление В.В. Корнеева, пластика и тонкое чувство цвета в работах В. В. Муратова. Первые разработанные образцы для сервировки стола понравились покупателям и вошли в за-водской ассортимент. Это подставка для яиц «Курочка Ряба», стаканы для соков, комплекты для вин «Санта-Барбара» и «Натали». Когда в 1980-х гг. Гусевской хрустальный завод первым в стране решил проблему «малой серии» как промежуточного звена между массовыми и уникальными изделиями, огромную популярность получили произведения В.С. Зайце-ва: композиция «Фонари», туалетный прибор «Голубой цветок», подарочные вазы: «Театральные» и «Фантазия»…

В 1989 г. Вячеслав Сергеевич становится членом Союза художников Р.Ф., а в 1999 г. вступает в должность главного художника Гусевского хрустального завода, в которой он работал до остановки печей в ноябре 2011 г. В 2004 г. за многолетний вклад в разработку высокохудожественных образцов производства художник был награжден Почетной Грамотой Министерства промышленности Р.Ф. Изделия массового ас-сортимента, разработанные художником, не потеряли популярности до настоящего времени. Особенное признание получил набор «Пламя», для разных сортов вин. Немногословный, но удачно скомпонованный декор на предметах выглядит современным и выявляет специфические свойства чистого, прозрачного хрусталя. В 2000-е гг. художником была разработана хрустальная посуда по заказу авиакомпании «Трансаэро», которая используется при обслуживании пассажиров класса «Империал». В области малосерийной, эксклюзивной продукции несомненной удачей стал комплект «Богема», который отличает красота пропорций, изысканное цветовое решение, эффектная оптическая игра света на поверхности стекла.

Как главный художник, Зайцев организовывал выставочную деятель-ность предприятия, которая проходила в различных странах мира. Дизайнерская работа шла параллельно с созданием выставочных произведений уникального плана. Первые его авторские работы сразу же обратили вни-мание специалистов: «композиции «Фантазия» (1984), «Архитектура»(1986), «Черный риф (1990). Композиция «Южная» (1985) была отобрана в числе других работ советских художников для показа на выставке «Русское стекло XVII-XX столетий», (США, в г. Корнинг, 1990 г). Сред-ствами поиска красоты являлись необычные сочетания цвета, формы и фактуры, неожиданные решения и образы. Так были созданы скульптурные композиции «Жуки и «Воспоминание о Гоа»(2005). В 2006 г. в Государственном Эрмитаже состоялась выставка «Соло для трубки стеклодува», открывшая вниманию зрителей панораму современного авторского стекла. В.С. Зайцев представил вазу «Гейзер» и декоративную композицию «Звуки джаза». Аналогичная композиция экспонируется в Музее Хрусталя. Созданная в 1990 году, она была новаторским произведением, демонстрировала свободу обращения со стеклом и не потеряла актуально-сти в наши дни. В 2012 г. аналогичная работа была приобретена в коллекцию Государственного Эрмитажа. К несомненным удачам художника от-носятся скульптуры «Зеленая жемчужина» (2003) и «Импровизация» (2001). Последней работе дал высокую оценку народный художник России В.С. Муратов. Он считал её красивейших работ, где в гармонии отточен-ной формы выявляются многочисленные цветовые нюансы внутренней жизни стекла. В последние годы жизни творческая энергия художника реализовывалась только в создании заказной продукции. Зайцев любил экспериментировать, создавать забавные, наполненные юмором вещи. Это хрустальные сувениры «Туесок», «Лапоть», и даже кусочек «Хрустального сыра», вызывающие добрую улыбку. Вячеслав Сергеевич является авто-ром приза конкурса «Что? Где? Когда?». Но хрустальные совы, созданные им в гутной технике, никогда не повторялись в точности. У каждой скульптуры было свое «лицо» и собственный характер. Так соединились талант импровизатора, профессионализм и безупречный художественный вкус.

Зайцев был убеждён в том, гусевское художественное стекло всегда было и останется гордостью отечественной промышленности, и возродить его – дело огромной важности, волнующее каждого из нас. Осенью 2012 г. Вячеслав Сергеевич активно включился в работу по по-иску дальнейших путей развития Гусевского хрустального завода. Ху-дожник был полон творческих идей и решимости работать, но этим пла-нам не суждено было свершиться. Не выдержало беспокойное сердце, и 2 декабря 2012 г. он скоропостижно скончался на 59 году жизни.

В сердцах сотрудников музея навсегда осталась светлая память о Вячеславе Сергеевиче Зайцеве. Долгие годы он был консультантом Музея Хрусталя им. Мальцовых. Последнее время он оказывал неоценимую помощь в атрибуции коллекции: раскрывал сложные секреты технологии, помогал установить авторство произведений, составить сопроводитель-ную документацию, знакомил с новыми выставками и изданиями по ху-дожественному стеклу.

В музее собрана яркая коллекция его работ, которая иллюстрирует творчество художника во всех ипостасях. Это образцы массовой продукции, авторские работы уникального плана, заказные эксклюзивные изделия. Вячеславу Сергеевичу удалось создать удивительно поэтичные произведения, раскрывающие красоту стекла, несущие добро и человечность. Когда человек вкладывает душу в то, что делает, частица этой души обязательно живет в каждом его творении. В красоте стекла Вячеслава Зайцева отражена красота его души.

А.В. Чуканова,
хранитель фондов Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.