Экстренное объявление
Статьи

Храмы мещёры

poster

(Предисловие к фотоальбому «Храмы Мещёры», который вышел в 2014г. под другим названием «Русь возродится верой», текст  и фотографии которого злодейски были присвоены писателем из пос. Черусти Большаковым В.В.Ему за это имперскую премию присудили. Прелестно...)

Настоящее и будущее таит для Русской земли множество вопросов, грозит обрушиться страшными проблемами. Вульгарный, циничный материализм, завладевший нами на протяжении практически всего ХХ века, оставил уродливые шрамы не только в наших душах, но и на лике земли нашей: руины разрушенных храмов, гибнущие реки, исчезающие в пожарах лесные массивы, поля, зарастающие мелколесьем, вымирающие деревни…

«Мещёра» - это слово, завораживающее современного человека своей сакральностью, является неотъемлемой частью древней, исконно Русской земли данной нам Богом!  Красота природы Мещерского края: знаменитые заливные луга под лазурью неба, величавые сосновые боры и приречные дубравы, светлые берёзовые рощи, зеркала озер и речных протоков в обрамлении плакучих ив и зарослей камыша – всё это неотъемлемые элементы нашего русского национального сознания и впиталось в нас ещё с молоком Матери.

Бытует мнение, что земля мещёрская в прошлом – древний, дикий лесной край, с небогатой историей, служивший укрытием для шаек разбойников, беглых каторжан и староверов, который начал осваиваться только с начала или середины 17 века. Однако это далеко не так... Здесь не плелись заговоры и не свершались дворцовые перевороты, но здесь творилась история народов, а это не менее интересно, чем история престолов и династий!..

Своё название земля Мещёры -  «Мещёрский край», берет от самоназвания (этнонима) древнего фино-угорского племени «мещера», обитавшего здесь с времён начала железного века. Однако некоторые исследователи считают, что так изначально назывались у славян-вятичей  глухие заболоченные леса левобережья Оки и такое прозвище  -  «мещеря», «мещеряки» получали жители этого края. Мещеряки же, в свою очередь, жителей прибрежной части Оки называли «ягутками», т.е. бурлаками.

Географически, территория Мещёрского края является лесной, сильно заболоченной, низменной равниной площадью 23000 кв. км в пределах Московской, Рязанской и Владимирской областей.   

Расположена мещерская низменность в междуречье рек Клязьмы (на севере) и Оки (на юге). Естественные границы ее на западе проходят по долине реки Москвы, реки Колпь и Судогда ограничивают ее с востока. Сформировалась Мещёра 10 000 лет назад в конце ледникового периода. Постепенно стаивая, ледник всюду оставил разнообразные следы: гряды валунов, песчаные отложения. Заполненные песком понижения превратились в ложе мелководных мещерских озер. Самые знаменитые из них о. Святое, Великое, Дубовое, Шагара, на стыке трех областей, составляют с реками Бужа и Пра единую водную систему.

Инфракрасная космическая съемка показывает, что несколько тысячелетий назад озерная система Мещеры была намного крупнее. Многие низовые болота, из которых впоследствии добывался торф, так же когда-то были озерами, связанными между собой многочисленными протоками.  

Занимаясь скотоводством и земледелием человек во многом повлиял на облик ландшафта Мещеры. Практически полностью были вырублены пойменные вязовые леса, на месте которых раскинулись знаменитые своей тучностью и плодородием трав мещерские заливные луга.  

На месте вырубленных дубовых лесов на возвышенностях образовались небольшие ополья с пашнями и населенными пунктами. В связи с этим ландшафт Мещеры можно характеризовать как природно-историко-культурный комплекс Средней полосы России. 

Если внимательно посмотреть на карту Мещеры, то можно увидеть, что эта обширная низменная заболоченная равнина   своей формой напоминает гигантский  перевернутый равнобедренный треугольник, сторонами которого являются реки Клязьма и Ока. Основание треугольника образует Окско-Цнинский вал меридионального направления, сложенный известняками и доломитами каменноугольного периода. С его отрогов стекают реки Колпь  и Судогода. Своей обращенной на запад вершиной «мещерский» треугольник упирается в город Москву. В углах его основания находятся города Владимир (на севере) и Спасск-Рязанский (на юге). Егорьевское шоссе, спускающееся на юго-восток от Москвы, является как бы медианой  этого равнобедренного треугольника устремленной на  Касимов, проходящей через Люберцы, Егорьевск, Спас-Клепики, Туму, Гусь - Железный, Сынтул. Именно на этом пути  в  XV – XVII веках пролегал старинный Касимовский тракт, соединявший столицу Московского государства с городом Касимовым -  столицей первой национальной автономии России – Касимовского царства, игравшего роль пограничного буфера между Московией и Ногайской Ордой.  

Второй важнейшей дорогой, проходившей через мещерские дебри, был Старо-рязанский тракт, начинавшийся от Волжских ворот древнего Владимира и проходивший вдоль русла рек Поль и Бужа, в обход озер -  к левому берегу Оки, на Рязань… Оба тракта пересекались в самом центре  мещерского треугольника - у  цепочки озер из которых вытекает река Пра.

Гораздо раньше, в начале первого тысячелетия нашей эры, еще на заре развития русской государственности в 6-8 веках, по речной системе Мещёры проходил древнейший водный торговый путь, соединяющий среднее течение рек Оки и Клязьмы, как одно из ответвлений Волжского серебрянного пути, в обход Волжской Булгарии, по которому серебро Арабского халифата, через Клязьминскую и Волжскую Нерль, Плещеево озеро попадало в Ростов, Новгород и далее в Скандинавию и  Западную Европу. Местные жители продавали заморским купцам за серебряные монеты и соль: мед, воск, деготь, пеньку, меха белки, куницы, бобра.  

В период становления Владимирско-Суздальского княжества, когда еще кафедра патриарха находилась в Киеве, по льду Пры, Мещерских озер и Буже пролегал зимний Патриарший путь из Киева через Рязань до Владимира. Именно вдоль этих путей возникали древние русские города, а после крещения Руси строились  Православные Храмы и Монастыри.
Во истину судьбоносным для истории всей Руси стал перенос в 1155году князем Андреем Боголюбским великой русской святыни  - Образа Пресвятой Богородицы из Киева во Владимир. По преданию этот Образ при жизни Богородицы написал евангелист Лука. Увидев икону, принесенную к ней евангелистом Лукой, Богородица сказала: “Благодать моя с тобою. Отныне ублажат меня все роды”…

Эта икона пришла в Киев от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга в начале ХII века, предположительно в 1131году. Она  быстро стала уважаемой и почитаемой в народе. 

Андрей Боголюбский, задумав уйти на великое княжение в Ростовскую землю, со слезами молил ее быть ему заступницей в его путешествии. По дороге в Ростов лошади, везшие чудотворную икону, встали перед Владимиром-на-Клязьме и не могли двинуться с места. Андрей Боголюбский воспринял это как знамение: желание Божьей Матери остаться во Владимире. И с тех пор этот святой образ стали называть Владимирской Богоматерью.  

Князь сделал Владимирский град первопрестольным, воздвигнув в нем собор Успения Богородицы (1158-1161), где до переноса в Москву (1395г.) и хранилась икона. Значение этой иконы в истории России трудно переоценить. На протяжении многих веков русский народ постоянно  обращается к  её заступничеству.

Именно в это время в глубинах лесов Мещёры и были построены Городец Мещерский (1152г.) и Андреев городок (1171г.) и возник еще один торговый тракт вдоль левобережья рек Колпь и Гусь, связавший Владимир с Городцом Мещёрским.
Вдоль Московского и Владимирского трактов и по Старому Патриаршему пути в глубины лесов Мещёры стало проникать Православие. Монахи - миссионеры рубили вековые сосны, ставили храмы и часовни на месте языческих капищ и погостов. Монахи сами обеспечивали себя хлебом насущным – трудились на огородах, сеяли рожь. Окружавшие леса с грибами и ягодами, богатые рыбой озера и реки Мещёры давали им дополнительное пропитание. Бобровый жир использовался для освящения монашеских келий. Занятие бортничеством помогало добывать не только мёд диких пчёл, но и воск, из которого делались свечи. Днём монахи выполняли свои послушания, а ночью истово молились.
Во второй половине 15 века на реке Ястреб – правом притоке реки Судогды, в окрестностях с. Заястребье поселились святые монахи Прохор и Вассиан Ястребские, основав пустынь, получившую название Прохорова Пустынь. Из писцовых книг 1627 года известно, что в пустыни было две церкви: Воздвижения Животворящего креста Господня и вторая - в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Ещё  16 веке  с. Заястребье, вместе с пустынью, боярином Д. И. Годуновым  была пожертвована костромскому Ипатьевскому Троицкому монастырю. Память о святых местах и молитвенниках Божиих особенно сохранялась в деревнях, ближайших к этим местам: в селе Заястребье и деревне Гладышево.  

Молитва преподобным Прохору и Вассиану Ястребским
«О преподобнии и всеблаженнии отци наши, Прохоре и Вассиане, Ястребские подвижники.
Зрители славы Божия в Небеснем Царствии, не презрети нас грешных в нуждах и скорбех наших, но ускорите в помощи к вам прибегающим, вонмите малому молению нашему, предстояще убо Небесному Царю.
Вемы, яко сильна молитва праведника Владыце умилостивляющая.
О святии отцы наши! Прилежно молите благость Его, еже ниспослати коемуждо из нас дар благопотребен, благословение месту сему вами освященному и всей стране Российстей лета мирна и блага премирны.
Святую веру православную пронесшие и до конца земного жития вашего ю соблюдшие и вся разженныя стрелы лукаваго тою отразившие, молите непрестанно Спаса нашего Христа Бога еже и нас в вере и добродетели утвердити и всякому верному в спасении его способствовати.
О предивные угодницы Божии! Вы заповеди Господней мужественно последовавшие и Единого Господа всем сердцем возлюбившие, помозите и нам прелести мира сего презирати и вседушно прилежати любви Божией. Многими скорьбми войдя кийждо в вечную радость Царства Христова и путь прискорбный иноческого жития претерпе, помозите нам, помощницы ревностнии, в терпении и благодарении крест скорбей смиренно носити во спасение душь наших.
О небесные ходатаи наши, слезами веры ризы душ ваших убелившие, не оставьте нас немощных, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Славы Божией преукрашенный, со всеми избранными внити и тамо купно с Вами вечно славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Аминь.»

Земли же в окрестностях современного Гусь-Хрустального, по пути торгового тракта Владимир-Касимов, принадлежали Московскому Чудову монастырю (Чудов монастырь находился на территории Московского Кремля, на так называемой Царской (или Ивановской) площади. Он был основан в 1365 году митрополитом Алексием, наставником князя Дмитрия Донского. Название свое монастырь получил от церкви Чуда архистратига Михаила. По преданию, он был построен на месте, где ранее находилось посольство Золотой Орды – « Ханский двор». С конца 14 века. монастырь стал центром русского книгописания.)

В селе Вёшки Гусь-Хрустального района, судя по надписи на старинной иконе Николая Чудотворца, с середины 16 века уже существовала церковь Вознесения Христова. («1575 года сие моление Чудова монастыря слуги Филиппа Иванова сына Серова поставил в село Вёшки к Вознесению Христову».)

В наше время, волею судеб, Мещера оказалась  поделенной между тремя областями: Московской, Владимирской и Рязанской.  Произошло это после отделения 4 мая 1924 года бывшего Егорьевского уезда от Рязанской губернии. Этим было положено начало искусственного разделения исторических мещерских земель, при котором основная их часть осталась рязанскими, Западная Мещера отошла Москве, северная же  самая малонаселенная, осталась за Владимирской губернией

Это время - время революций, Гражданской войны, продотрядов,  красного террора,  коллективизации,  репрессий, лагерей Гулага, было временем «перекроя» не  только земель, но и человеческих  судеб, перекроя судьбы самой России. Как и по всей стране, в Мещёре началось разграбление и разрушение Храмов, поругание святынь, убийство священнослужителей. Часть из них покоится на Бутовском полигоне, часть расстреляно во Владимирском Централе и в Ивановской тюрьме, замучено голодом, холодом, непосильной работой в лагерях. Это было время нравственного падения и растления человеческой сущности. Но, по промыслу Божию, так было не везде и не всегда. В Мещере имеются примеры, когда прихожане препятствовали разграблению сельских храмов, несмотря на угрозу репрессий со стороны властей. В селе Палищи Гусь-Хрустального района группе партийных активистов во главе с  балтийским матросом, приехавшим погостить в д. Тальново в 1931году,  противостояло всего три женщины: Наталья Копина, Мария Калинина и  церковный староста, которую все в деревне от мала до велика называли Леля – Маша. Это событие отмечено в документах НКВД как «женский бунт».  Благодаря мужественному поступку трех женщин Храм Ильи Пророка села Палищи, так и не был отдан на поругание и вот уже на протяжении двух веков в нем не прекращается служба…  

«…Страна – это единение народа, природы и культуры». Эти слова академика Д.С. Лихачёва, отражают суть нашего эмоционального восприятия природы Мещёры. Слава великих предков чередой веков распространяется и на ту землю, где они жили, которую преображали, украшали и защищали от врагов.

Трудясь на мещёрской земле, предки наши во многом повлияли на её облик, создали её неповторимый ландшафт, ставший символом Центральной России, генетической матрицей культуры её народа и неотъемлемым элементом этого ландшафта являются Храмы! Страшно осознавать, что многие Храмы нашей земли потеряны навсегда. Поэтому те, что остались нужно беречь, восстанавливать и строить новые! Беречь надо не только рукотворное, но и природное богатство Мещёрского края.

В 1992году, в самый переломный момент истории нашей страны, на территории Мещёры были созданы Национальные парки: «Мещёра» (Владимирская обл.) и «Мещерский» (Рязанская обл.) в задачу которых входит охрана и развитие территории Мещёрского края как природного историко-культурного комплекса, создание инфраструктуры экологического туризма.

Эта книга – первая попытка системно изложить сведения о великом природном и культурном наследии Мещёры, как единой территории, связанной общей исторической судьбой с другими частями нашей великой Родины. Надеемся, что она будет иметь продолжение и появятся новые издательские и интернет- проекты, которые послужат на благо дела восстановления и развития великого наследия наших предков!