Статьи

Светлой памяти Владимира Сергеевича Муратова

30 декабря 2005 года ушёл из жизни замечательный художник, Народ-ный художник России Владимир Сергеевич Муратова. Боль этой потери мы ощущаем и сейчас, спустя десятилетие… Муратов был не только художни-ком широкого творческого диапазона, он являлся ведущим мастером отече-ственного стеклоделия, во многом определившим пути развития художе-ственного стекла в нашей стране. Художник оставил после себя удивительно светлые произведения, каждое из которых не только запечатлело его талант, но навсегда согрето его душой и сердцем. Но не только. Я не ошибусь, если скажу, что Владимир Сергеевич, как необычайно яркая личность, оставил глубокий след в душе каждого, кто когда-либо с ним общался.

Муратов принадлежит к тем мастерам, которые всю свою жизнь посвя-тили стеклу. Он родился 27 августа 1929 года в селе Хмелевка Сорокинско-го района Алтайского края. Творческий путь его начался в 1966 году, когда художник приехал работать на Гусевской хрустальный завод. 30 лет его творческой деятельности были отданы этому производству. Художник со-здал десятки образцов массовой посуды, вошедших в ассортимент и во мно-гом сформировавших славу этого предприятия. Эти изделия отличает точно найденное соединение художественных средств выразительности и техноло-гических возможностей изготовления. В каждой бытовой вещи есть без-упречный вкус и та особая характерная деталь, которая сообщает ему образ-ную неповторимость. На протяжении десятилетий огромной популярностью пользовались его рюмки «Суздаль», фужеры «Владимир», ваза для конфет «Яблоко», бокалы «Чёрный рыцарь»… За большой вклад в развитие произ-водства художественного стекла Муратов был удостоен звания Лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

Талант Муратова ярко проявился в гутной скульптуре, соединившей профессионализм художника с народными традициями. Муратов внес в стек-лянную скульптуру свой мир необычайно ярких и эмоциональных образов, благодаря чему ожили и возродились традиции народного гутного стекла (гутные скульптуры «Бизон», Нижегородский лев», «Жар-птица», т.д.). Ком-позиция «Владимирские кони» стала образным символом Владимирского края. Работа с цветным стеклом принесла мастеру множество творческих удач и закрепила за ним высокое профессиональное признание. В 1970-80-е годы, когда многие художники обратились к работе в архитектурных соору-жениях, Муратов создал этапные, монументальные произведения, органично вписавшиеся в интерьер Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном (пластика «Гимн стеклу»), и Свято-Троицкой церкви во Владимире (композиция «Вос-поминание о Венеции», экспозиция «Хрусталь»).

Творческая индивидуальность Муратова в полной мере проявилась в сфере создания уникальных авторских произведений. Владимир Сергеевич был неутомимым путешественником, объездившим всю Россию, ближнее зарубежье и многие страны мира. Из каждой поездки он привозил множе-ство впечатлений и новых идей, которые вдохновляли его творчество. Результаты стали произведения в стекле: «Согдиана», «Реки России», «Пири-та», «Голубой Алтай», «Катунь»… Имя Муратова хорошо знакомо кругу профессионалов - мастеров стекольного дела, художников, искусствоведов. Муратов внес огромный вклад в пропаганду продукции Гусевского хру-стального завода, участвуя в многочисленных выставках, как в России, так и за рубежом. В 1978 г. он был удостоен Золотой медали Академии художеств. C 1987 г. являлся Членом-корреспондентом Академии Художеств СССР, а с 2001 г.- действительным членом Российской Академии художеств в области декоративно-прикладного искусства.

На протяжении всей своей жизни Владимир Сергеевич создавал аква-рельные работы. Последние годы жизни он посвятил себя эмальерному ис-кусству. Стекло – любовь всей его жизни – возродилось в другой ипостаси, перевоплотившись в удивительные произведения в технике горячей художе-ственной эмали. Эмали В. С. Муратова неизменно пронизаны личными ощущениями художника. Все они оставляют неуловимое впечатление чего-то светлого, возвышенного, словно несут печать души великого Мастера, со-здавшего их своими собственными руками. Они восхищали посетителей многочисленных выставок Москвы, Плеса, Ростова Великого, Владимира, Гусь-Хрустального.

Произведения В.С. Муратова экспонируются в 13 крупнейших музеях страны, а также за рубежом: в музее Корнинга, в США, в галереях и част-ных коллекциях Бельгии, Германии, Италии. Во Владимиро-Суздальском музее - заповеднике музея собрано более 450 произведений художника, в том числе 27 авторских композиций. Около 300 из них экспонируются в Гусь-Хрустальном и во Владимире. Эти произведения поражают духовностью идеи, выявляют удивительную красоту и пластичность стекла. О творчестве художника написаны монографии (Л.Казакова. «Владимир Муратов». 1979 г.), созданы буклеты (1986, 1995 гг.).

Муратов сохранил верность стеклу на протяжении всей жизни. Эта са-мозабвенная преданность любимому делу снискала ему безграничное уваже-ние среди коллег, специалистов и всех тех, кто его знал. Владимир Муратов являлся членом международной ассоциации ЮНЕСКО, был признан По-четным гражданином города Гусь-Хрустальный. Художник долгое время был постоянным консультантом Владимиро - Суздальского музея-заповедника. Сотрудникам Музея Хрусталя посчастливилось с ним общать-ся, набираться его мудрости, приобщаться к его видению мира, его художе-ственному мышлению. Он учил ориентироваться в мире художественного стекла, разбираться в сложностях и тонкостях стекольного ремесла, ориенти-роваться в системе жизненных ценностей. Владимир Сергеевич собрал пре-красную библиотеку. Он часто приглашал нас в мастерскую и к себе домой, давал читать книги по искусству, философии… Такие книги всегда были до-рогими и редкими изданиями, а 15-20 лет назад они вообще были недосягае-мой роскошью!

Но с Муратовым можно было поговорить не только об искусстве. С ним можно было беседовать о моде, о политике, обсудить хороший фильм, и конечно, мы общались мы на философские темы: о тайнах мироздания, о ре-сурсах человеческого сознания… Муратов признавал право человека на соб-ственное мироощущение, личное восприятие мира и уважал взгляды дру-гих, даже если они не совпадали с его собственными взглядами. Это был че-ловек глубоко интеллигентный и очень великодушный, несмотря на свою прямоту и независимость мышления. Мы могли только учиться у него, слу-шали, впитывали, запоминали… Безупречный врожденный вкус и глубокий интеллект Муратова, которым он щедро делился с нами, делал общение с этим художником бесценным подарком. Владимир Сергеевич был челове-ком высокой нравственности. До того, как стать художником, он прошел су-ровую школу жизни. Его суждения были порой резки, но всегда справедли-вы. Он не боялся дать оценку деятельности человека. Владимир Сергеевич заражал своей любовью к жизни, стремлением к путешествиям, познанию мира. Мы вспоминаем Владимира Сергеевича с большой теплотой. Вспоми-нается часто, как он привозил нам яблоки из своего сада и всех нас угощал. Это было очень трогательно….

Человек щедрой души, Владимир Сергеевич неоднократно дарил свои произведения Музею Хрусталя. Нужно отметить, что это были лучшие его работы, в которых воплотился творческий эксперимент художника, стремле-ние к новым поискам в искусстве. Это и необычайно красивая по колориту пластика «Море», и уникальная по технике декора чаша «Электрификация», и удивительно обаятельная по своей образности гутная скульптура «Петух», которая вот уже несколько лет в рамках выставки «Искусство земли Влади-мирской» путешествует по разным городам России. Он подарил одну из первых своих художественных эмалей – пласт «Мещёра», которая положила начало комплектования произведений в технике горячей эмали. Сейчас их в коллекции уже 13, и 7 из них созданы Владимиром Муратовым. Это счастье, что в нашем музее собрана такая богатая коллекция его работ. В каждом из этих произведений - частичка его большой талантливой души!

В сердцах сотрудников музея навсегда останется светлая память о Владимире Сергеевиче Муратове, как об искреннем, глубоком человеке, большом художнике, неутомимом мастере - труженике, отдавшем всю свою жизнь искусству стекла. В марте – мае 2016 г. планируется выставка работ В.С. Муратова в Санкт-Петербурге, которая будет создаваться совместными усилиями сотрудников Елагиноостровского дворца-музея, Владимиро-Суздальского музея заповедника и родной сестры художника, Муратовой Лидии Сергеевны, хранительницы его художественного наследия. Выставка познакомит с произведениями в стекле, а также в техниках акварели и горя-чей эмали. Она будет посвящена светлой памяти Художника, Мастера, Твор-ца, Человека, отдавшего всю свою жизнь искусству стекла.

 

Article Poster
Экстренное объявление